Кантор Б.З.

Как создать минералогическую коллекцию

Слово “коллекция” означает собрание – то, что кем-то собрано. Люди собирают почтовые марки, старинные монеты, произведения искусства, книги… Теперь коллекцией называют и фасоны одежды, разработанные к предстоящему сезону моды, и наличествующие в продаже товары, и т.д. Но мы по-прежнему будем употреблять это слово в его традиционном значении, как “плод собирательской работы”. Ясно, что первый принесенный домой образец или даже парочка образцов – это еще не коллекция минералов: она появляется, когда образцов наберется хотя бы с десяток. После чего коллекция имеет тенденцию довольно быстро расти. Сначала ей становится тесно в коробке из-под конфет, а вскоре образцы уже заполняют имеющиеся в комнате горизонтальные поверхности, вытесняют с полок книги, камни приходится без конца перекладывать с места на место: возникают домашние проблемы. Как и в чем хранить коллекцию? Как расположить в ней образцы? Вы уже наверняка полюбопытствовали, как делают это опытные коллекционеры, и придумали, как будете делать сами. А если нет, то читайте дальше.

В самом начале обыкновенно собирают любые понравившиеся камни и даже особо не различают минералы и горные породы. Накопление специальных знаний дает толчок специализации. Она может быть любой, но здесь мы имеем в виду исключительно минералогические коллекции; а горные породы, украшения из камня, произведения камнерезного искусства, кабошоны, просто красивые камни – “в другом зале”. В самом общем случае коллекция представляет (точнее, стремится представить) мир минералов в целом. Но можно ограничиться, допустим, только природными кристаллами или сферолитами, минералами данного региона или рудными минералами, и т.д. Коллекция может быть посвящена даже одному какому-нибудь минералу, например, кальциту, кварцу, пириту или агату. Можно выделить в ней более специализированные собрания, например, подборки двойников, кристаллов с включениями, генетически интересных образцов и т.д. Все это определяет систему организации коллекции. Например, если вы поставили целью как можно шире представить царство минералов, следует расположить образцы в соответствии с принятой систематикой минеральных видов: отдельно простые вещества (“элементы”), отдельно галогениды, оксиды, сульфиды и т.д. Минеральный вид может быть представлен в коллекции несколькими разновидностями, а также разными формами выделения – кристаллами, друзами, сферолитами, двойниками и т.п. Когда в коллекции уже накоплено большое число образцов, целесообразно разделить ее на две части: в одной будут сосредоточены лучшие и наиболее ценные образцы, в другой – образцы “2-го плана”, не столь выигрышные внешне, но несущие существенную информационную нагрузку.

Сколько образцов одного минерала нужно хранить в коллекции? Лучше сказать не “нужно хранить”, а “можно допустить”. То есть – как можно меньше, избегая повторов. Если в коллекции уже имеются образцы данного минерала, то прежде, чем положить туда еще один, необходимо отдать отчет, что он принесет нового и достаточно ли этого для включения в собрание. Коллекция должна быть лаконичной, нагромождение однотипных образцов превращает ее в подобие склада. Важно не количество, а качество, то есть содержательность и красота образцов. (Следует заметить, что представления об эстетике минералов вырабатываются не сразу, а по мере погружения в мир минералов и приобретения знаний. Минералы красивы сами по себе, а не постольку, поскольку напоминают рыбку, домик и пр.) Когда вы покупаете образцы в магазине или на ярмарке, то вопрос там же и решается: не будучи самым богатым человеком, вы не станете закупать минералы оптом, а ограничитесь одним-двумя образцами, которые долго будете выбирать из того, что вам предложат (ведь двух одинаковых минералов в природе не существует!). Другое дело, если вы самостоятельно собираете минералы в поле, то есть на месторождении или природном обнажении. Как правило, вы привозите оттуда больше образцов, чем можно и нужно поместить в коллекции. Тут начинаются муки: хочется оставить в коллекции и то, и другое, и пятое, и десятое… Не торопитесь: пройдет время, и решить проблему станет легче и проще. Отберите для коллекции минимальное число лучших, не повторяющих друг друга образцов. Выбор должен быть предельно обоснован: наряду с эстетическими критериями следует учитывать и “содержание” образца, а для этого он должен быть досконально рассмотрен и изучен. Прочтите о данном минерале все, что сможете найти в книгах и в Интернете. Это будут самые ценные и эффективные уроки минералогического самообразования. Если образец поступает для замены имеющегося в коллекции, не забудьте изъять заменяемый. Образцы, не вошедшие в коллекцию и предназначаемые для подарков, обменов, продажи, храните отдельно. Выделите интересные образцы для музея, вклады в музеи – почетный долг каждого коллекционера.

Прежде чем выбрасывать оставшуюся мелочевку, просмотрите ее еще раз. Немало серьезных коллекций началось с минералогических “свалок” во дворах московских музеев – это исторический факт. Кроме того, среди отходов могут оказаться достойные объекты  фотографирования. Порой обломок, заслуживающий лишь мусорной корзины, на снимке не уступит роскошному музейному экспонату.

Образцы, отобранные для коллекции, подвергают препарированию и группируют в соответствии с принятым направлением коллекционирования. Этот принцип размещения образцов в коллекции должен быть основным. Желательно (хотя и не обязательно) в ящиках и лотках помещать вместе образцы примерно одинаковых размеров. Застекленная витрина, наоборот, смотрится лучше, когда между крупными штуфами помещены мелкие образцы и отдельные кристаллы. В витрине принцип систематического размещения образцов нередко нарушается, здесь главное – зрелищность, эффектность.

В мировой практике принято делить коллекционные экспонаты по размерам на несколько категорий:

Микромаунты – образцы величиной не более 1,5 – 2 см, чаще всего отдельные кристаллики или сростки. Каждый такой образец помещают в миниатюрный пластиковый бокс стандартной величины и монтируют на имеющемся в боксе штифте или вложенном в него кусочке поролона, либо хранят вместе с другими микромаунтами в выложенном поролоном плоском ящичке из-под готовальни, измерительного инструмента и т.п. Из микромаунтов обычно составляют отдельную коллекцию, которую рассматривают с помощью лупы или бинокулярного микроскопа.

img_1223.jpg (8343 bytes) img_1220.jpg (12383 bytes)
Различные типы боксов под микромаунты Смонтированные микромаунты

Тамнейлы (от англ. thumbnail – букв. ноготь большого пальца, в компьютерной практике – миниатюрный набросок, эскиз) – образцы величиной не более 2,5 см. Этот размер часто предпочитают собиратели, специализирующиеся на так называемом “систематическом” коллекционировании, где каждый из подобранных по минералогической классификации минеральных видов представлен одним-двумя образцами-эталонами.

Миниатюры – небольшие образцы величиной до 4х5 см.

Кабинетные образцы – штуфы величиной с ладонь, ориентировочно от 6х8 см до 10х12 см. Кабинетные образцы хранят в коллекционном шкафу с выдвижными ящиками (англ. cabinet).

К музейным относятся самые крупные штуфы, помещаемые в витринах или в отдельных хранилищах.

Походящую стеклянную витрину со стеклянными же полками можно найти в продаже или изготовить самостоятельно. На сварном каркасе из стального уголка шириной 20 – 25 мм укрепляют стенки и полки из стекла толщиной 4 – 5 мм. В витрине надо предусмотреть внутреннее освещение, по возможности распределенное по всему пространству и не вызывающее перегрева.

stoyka.gif (8408 bytes)

sekcion.gif (4276 bytes)

Стойка с лотками для образцов Секционный шкаф для образцов

Большинство коллекционных образцов хранят в шкафу наподобие комода, в выдвижных ящиках или лотках. В продаже появились удобные стальные шкафы, однако по “гигиеническим” соображениям предпочтительна коллекционная мебель из хорошо просушенной древесины, создающей внутри хранилища комфортный для минералов микроклимат с умеренно пониженной влажностью. Исследования, проведенные в Британском музее (естественной истории), показали, например, что образцы сульфидов в таких шкафах сохраняются значительно лучше. Расстояния между днищами ящиков или лотков должны составлять не менее 8-9 см, а в нижней части шкафа нужно предусмотреть место для двух или трех ящиков, предназначенных для более высоких образцов.

vitrin.gif (6701 bytes) img_1245.jpg (16943 bytes)

Витрина, в нижней части расположены ящики для образцов.

Пример оборудования старого книжного шкафа для хранения коллекции. В нем можно разместить до 5000 миниатюрных образцов

Каждый образец нужно поместить в отдельную картонную коробочку без крышки высотой 20-25 мм. Коробки должны быть нескольких стандартных размеров, например, 4х4, 4х6, 4х8, 6х6, 6х8, 6х10 см и т.д. – это позволит максимально использовать пространство ящика или лотка. В витрине образцы обычно выставляют без коробок.

Каждый образец обязательно должен быть снабжен “личным” номером и этикеткой. Номерки проще всего заготовить заранее, набрав серию номерков (например, с 0001 по 0999) на компьютере шрифтом без засечек (Arial, Futuris, Gautami и т.п.) мелким кеглем (8-10) и распечатав на нетолстой бумаге, желательно на лазерном принтере. Очередной номерок вырезают из общего листа и приклеивают водостойким клеем на более или менее ровном месте обратной стороны образца.

Этикетки и стандартные бланки для них также лучше сделать на компьютере и распечатать. Этикетка должна содержать краткие сведения об образце: номер образца; точное название минерала и его химическая формула; краткая характеристика-описание с указанием тех особенностей, ради которых образец принят в коллекцию; размеры образца; указание места находки и времени приобретения или находки образца. На этикетках условными значками отмечают такие особенности образца, как высокое качество (C ), происхождение из “type locality” – места первой находки данного минерала (µ ) и др. Этикетку нужно положить в коробочку под образец, а в витрине сделать так, чтобы она не была видна под образцом.

Одновременно те же данные и более подробное описание следует занести в каталог коллекции. Если есть возможность, лучше завести электронный (компьютерный) каталог созданный в любой программе управления базами данных: это даст возможность быстро получать справки о любых образцах и составлять нужные подборки (например, подобрать все имеющиеся в коллекции кристаллы тетрагональной сингонии, или все двойники, или все образцы, содержащие данный минерал, и т.д.).

В каждой коллекции найдутся образцы, требующие особых условий хранения. Многие из нас испытали шок, когда не слишком образованный (в минералогическом отношении) гость попытался нежно погладить пальчиком агрегат волосков джемсонита, биссолита или щетинку саранского хром-амезита с его совершенной спайностью поперек щетинок… Чтобы защитить нежный и хрупкий образец от подобных посягательств и от других случайных повреждений, следует заключить его в соответствующего размера прозрачный пластиковый бокс. Такие боксы недороги и доступны на зарубежных ярмарках и в магазинах; надо думать, появятся они и в России.

Некоторые минералы повреждаются от постоянного воздействия света, и их нельзя выставлять в витринах и на застекленных полках. Так, под действием света разлагаются галогениды серебра бромаргирит, иодаргирит, хлораргирит, майерсит (именно на этом свойстве соответствующих химических веществ основана фотография). Нельзя оставлять на свету образцы реальгара и некоторые образцы самородной серы: обладая непрочной молекулярной кристаллической структурой, эти минералы могут под действием света растрескиваться и разлетаться на осколки.

Более многочислен список тех минералов, которые на свету медленно разрушаются или тускнеют:

акантит аргентит аурипигмент
берцелианит бетехтинит киноварь
крокоит куприт миаргирит
пираргирит полибазит сарторит
симплезит смитит стефанит
халькозин

Выцветают или изменяют окраску:

ангидрит (голубой) апатит (розовый) аметист (некоторые разности)
гакманит (выцветает за секунды) кварц розовый содалит (синий)
смитсонит (желтый) сподумен (кунцит) топаз (бурый, голубой, розовый, малиновый)
фенакит (бурый) флюорит (пунцовый, зеленый) целестин (голубой)

Особого хранения требуют некоторые другие нестойкие минералы. Самопроизвольно обезвоживаются в слишком сухом воздухе:

бура галотрихит кернит
ломонтит мелантерит сода
тенардит трона халькантит (в антолитах и выцветах)
цейнерит

Гигроскопичны и расплываются на воздухе:

карналлит галит (из первичных залежей) гангсит
кернит курнаковит мелантерит
сильвин улексит

Гигроскопичные и обезвоживающиеся минералы следует хранить в герметичных контейнерах, лучше всего в стеклянных бюксах с притертыми крышками (пластиковые боксы не обеспечивают эффективной защиты). Шлиф крышки следует слегка смазать вазелином или ваккуумной смазкой. В контейнер с обезвоживающимся минералом полезно поместить смоченную водой полоску фильтровальной бумаги. Некоторые образцы ломонтита, выцветов и антолитов сульфатов (халькантита) можно защитить от разрушения, покрыв 2 – 3 раза аэрозольным лаком для волос или сильно разбавленным (1:10) бесцветным нитролаком.

Больше всего хлопот доставляют коллекционерам и музейным работникам некоторые легко окисляющиеся сульфиды, в частности пирит и особенно марказит. Процесс окисления начинается с пор, трещин в кристаллах, межзерновых границ и далее не только распространяется на весь образец, но может “заражать” соседние. На пораженных местах появляются белые выцветы, образец начинает издавать характерный запах, этикетка и коробка под ним буреют и разрушаются под действием выделяющейся при окислении серной кислоты. Разработано великое множество способов защиты таких образцов: от дезинфекции с применением антибиотиков до защитных лакировочных покрытий и проваривания в растительном масле или парафине. См. в поисковых системах Интернета: Preserving minerals, Oxidation of minerals, Oxidation of marcasite.

Используются технологии uCoz